Рубрики: Общие
Что такое мелкая моторика?
Давайте разберёмся вместе! Все движения руками от самых простых, как удержание ложки в руке, до сложных, как письмо, относятся к мелкой моторике. Итак, скоординированное участие нервной и мышечной систем при выполнении точных действий кистями и пальцами рук − и есть мелкая моторика.
Для чего нужно развивать мелкую моторику?
Все центры мозга взаимосвязаны между собой. Поэтому при развитии мелкой моторики через зрительный центр стимулируется развитие зон, отвечающих за речь.
Если взглянуть на вопрос с точки зрения анатомии, то примерно треть всей площади двигательной проекции коры нашего мозга занята проекцией кистей рук, которая находится рядом с речевой зоной. Поэтому мелкие движения пальцев оказывают стимулирующее воздействие на речевую функцию. И чтобы научить ребёнка говорить, стоит заниматься не просто тренировкой его артикуляционного аппарата, но и развивать движения рук.
Мелкая моторика взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью. Вся жизнь ребёнка в дальнейшем будет требовать от него применения точных движений кистей рук и пальцев. Например, рисование, письмо, завязывание шнурков, расстёгивание и застёгивание замков и пуговиц, работа с компьютером.
Когда нужно развивать мелкую моторику?
Начинать развитие мелкой моторики рекомендуется в возрасте восьми месяцев: в этот период пальцы рук уже могут поддаваться активной тренировке. Лучше всегда ориентироваться на особенности вашего ребёнка: если вы видите, что малыш пока не готов к развивающим играм, заставлять его не нужно.
Способы развития мелкой моторики
Сортировка небольших элементов. Играть можно по-разному: распределять предметы по размеру, форме или цвету. Например, возьмите пуговицы и попросите ребёнка их разложить их по размеру.
Шнуровка. Отлично стимулирует развитие мелкой моторики, развивает фантазию, тактильные ощущения и логическое мышление. Шнуровки бывают деревянные, поролоновые и картонные.
Пальчиковые игры − это инсценировка каких-либо историй с использованием пальцев. Начинать играть в них можно в возрасте до года, а по мере взросления усложнять движения пальцев. Чаще всего используются обе руки, поэтому дети быстрее начинают понимать, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и так далее. Чтобы такие игры приносили больше пользы, следует попеременно менять напряжение, сжимать и разжимать кисти рук, а также задействовать движения всех пальцев по отдельности.
Мозаика. Выберите игру, подходящую по возрасту вашему ребёнку, и предложите вставить элементы в основу. Затем, когда малыш поймёт принцип игры, можно создавать определённое изображение или форму, чтобы ребёнок её сам выкладывал.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики
В качестве заключения мы подготовили чек-лист правил, чтобы занятия по развитию мелкой моторики проходили интересно и продуктивно:
· Занятия должны напоминать ребёнку игру, а не скучный урок. Разговаривайте с малышом, придумывайте забавные истории или сказки.
· Занятия должны быть систематическими, выберите подходящее время. Даже на прогулке можно помассировать ребёнку руки, насобирать интересных камушков или слепить что-то из песка.
· Беседуйте с малышом во время занятий, разыгрывайте сценки и не ограничивайте его в проявлении фантазии.
· Показывайте, что и вам процесс игры приносит неимоверное удовольствие.
· Не заставляйте. Дайте ребёнку выбрать: может, сейчас он хочет шнуровать ботинок, а не лепить из пластилина.
· Выбирайте игры, основываясь на возрасте ребёнка.
· Пробуйте разные способы развития мелкой моторики. Чем больше, тем лучше!
· Разграничивайте виды игр — не занимайтесь всем и сразу.
· Никаких замечаний и критики!
· Следите за временем, чтобы ребёнок не переутомлялся. Выберите оптимальную длительность, исходя из режима дня малыша.